Арзамас - Нижний Новгород - Гороховец - Нижний Новгород
или
Белая футболка1
12-13 мая 2005

!!! ПОЛНАЯ ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ ВЕРСИЯ РАССКАЗА ДОСТУПНА ЗДЕСЬ !!!


Посвящается всем, кто еще не был в Нижегородской области2

Арзамас - Выездное - Арзамас - Нижний Новгород - Станция Гороховец - Гороховец - Нижний Новгород - Итоги - Хотите повторить? - *


Есть сотни маленьких городов России, никто даже толком не знает об их существовании.
А вот Арзамасу повезло. Он вошел в народную поговорку:
"Один глаз на нас, другой на Арзамас".
К. Паустовский


Чуть больше недели прошло после моего последнего экстрима в Гусь-Хрустальный. Чуть больше суток прошло с момента моего возвращения из Рязани. И вот я снова в пути. На этот раз в Арзамас.

В Арзамасе я уже давно хотел побывать.
Во-первых, мне сразу очень приглянулся этот город. Мы тогда проезжали мимо на поезде (Муром - Нижний Новгород, 6 июля 2003) и вид Воскресенского собора в лучах рассветного солнца не оставил меня равнодушным.
Во-вторых, как известно, до Дивеево можно добраться из Нижнего Новгорода, но быстрее - из Арзамаса. Поэтому я хотел осмотреться на месте и разведать как это все происходит. В Дивеево я уже бывал, но в составе организованных групп, а в этих святых местах хочется побывать еще не раз и желательно самостоятельно, чтобы имелась свобода действий.
Вот, собственно и все причины, побудившие меня на эту поездку, весьма утомительную для тела, но очень полезную для души.

 
11 мая 2005

Немного порыскав по ВКСИ7, я узнал расписание поездов до Арзамаса.
О самом городе информации было очень мало5.

Вот что я знал об Арзамасе в начале поездки:
- автостанция находится рядом с жд вокзалом Арзамас-2;
- центр города - Соборная площадь;
- до центра города от вокзала Арзамас-2 ходит автобус №1;
- где-то в торговых рядах продается подробная карта города;
- в окрестностях Арзамаса много интересных достопримечательностей;
- гостиницы города рассчитаны на непритязательного постояльца.
Нашлась также схема города, из которой выяснилось, что в городе есть два вокзала: Арзамас 1 и Арзамас 2.

Я поехал на вокзал и без особых проблем взял билет на ночной поезд. До поезда оставалось еще 7 часов. По пути домой я заехал в зоопарк - добил пленку, оставшуюся аж с Рождественской поездки в Ярославль-Кострому, а потом отснял и еще одну.
Посещение зоопарка в будний день - это праздник! Народу почти нет. В выходные же присутствовать здесь, в этой толпе, я бы пожелал далеко не всякому врагу. Погуляв по зоопарку после его закрытия еще около часа, я все-таки поехал домой.
Времени на сборы должно было хватить - рюкзак, оставшийся от поездки в Рязань я нарочно не распаковывал. Оставалось лишь зарядить аккумуляторы к фотокамере и посмотреть прогноз погоды.

Прогноз погоды порадовал - 12-13 мая в Арзамасе и Нижнем Новгороде без осадков, днем 17-25 выше нуля, ночью 8-15. Проверим, как оно будет на самом деле. Недавно я так же проверял прогноз погоды по Рязани и области. Он оказался верным. Только опоздал на целые сутки.

На всякий случай я оделся потеплее.
После непродолжительных колебаний выложил зонт из рюкзака... (А вот это зря! - подумал сейчас читатель и, в общем, оказался прав)


12 мая 2005

Казанский вокзал. Полночь. Нумерация вагонов начинается с головы состава. Я шел вдоль поезда. Платформа становилась все уже, а фонарей на ней - все меньше. Вот и второй вагон. Очень странно, но в вагоне вообще не горел свет. В окнах маячили лишь маленькие разноцветные пятнышки света - это пассажиры использовали подсветку своих мобильных телефонов чтобы хоть как-то ориентироваться в полной темноте. Я с удовлетворением вспомнил про свой фонарь и дополнительный комплект аккумуляторов к нему в рюкзаке и решительно шагнул в темный вагон.

00:30: Поезд дернулся, потом еще дернулся и остановился.

00:40: Мы все-таки поехали. Свет вскоре дали. Я попытался заснуть.

 

Арзамас

И мне это почти удалось, но, в пять утра в Муроме входящие и выходящие пассажиры разбудили меня и далее я не сомкнул глаз до самого Арзамаса.

06:54: Прибыли. На платформе - большое количество милиции. Кого-то ждут?

Первым делом я зашел в здание вокзала (очень удобно - в одном небольшом здании располагаются железнодорожный и автовокзал) и зафиксировал расписание междугородных автобусов и поездов. Все-таки полезная штука цифровой фотоаппарат!3

Потом я купил билет на автобус до Нижнего Новгорода отправлением в 15:30. На билете красовалась надпись: "место №1"

Время пошло. Я вышел на привокзальную площадь. Пустота. Лишь недремлющие таксисты оживляли утрений пейзаж. Где здесь останавливается автобус маршрута №1, на котором я собирался доехать до центра, было непонятно. Хуже того, вокруг, насколько хватало глаз, были только многоэтажные дома. Ничто не указывало на то, что в этом городе есть исторический центр.

- До Соборной площади! - попросил я таксиста.

Доехали быстро. В "новом городе" на улицах было еще пустынно. Въехали в "старый город". Ситация изменилсь. В самом центре Арзамаса, возле Соборной площади, находится рынок, иначе говоря, торговые ряды, где уже вовсю бойко шла торговля.

Киоск с газетами-журналами уже работал.

7:30: Я стал обладателем карты города и его окрестностей.

Крме того, я приобрел два замечательных комплекта открыток с видами Арзамаса.
На разворотах обложек - информация и краткая историческая справка о городе.

Я расположился на пеньке в тихом уютном сквере возле Соборной площади, чтобы рассмотреть карту города и рассчитать маршрут с учетом оставшегося времени до отправления автобуса.
В центре сквера находится памятник В.И.Ленину, повернувшемуся спиной к Воскресенскому собору.

Маршрут определился довольно быстро. Бодрым шагом я пересек площадь и пошел по улице Красной милиции.

На небе ни облачка. Начинало припекать. В флисовой куртке и хб футболке становилось жарковато.

В Арзамасе очень много храмов. Почти так же много, как в Великом Новгороде. Не все они функционируют по своему прямому назначению. Но очень много церквей сейчас возрождаются и реставрируются. Возле каждой восстанавливаемой церкви установлен щит с соответсвующей информацией.

По улице Космонавтов я прошел мимо здания церкви, в которой сейчас распологается Арзамасский историко-художественный музей. Недалеко от музея, на той же улице Космонавтов, находится реставрируемый храм в честь Св. Апостола Андрея Первозванного (1793).

Поворачиваю обратно. Иду к большой, окруженной зеленью, тоже реставрируемой церкви красного кирпича с черными и обитыми медью куполами. Внешне она чем-то напоминает Собор Александра Невского в Нижнем Новгороде. Плутаю по улочкам, наконец выхожу на улицу Ленина. Ага, вот она. Рядом с военкоматом. Странно, на плане города этот храм не обозначен.

Зато на схеме города было много значков, означающих "Жилая застройка (конец XVIII - начало XIX вв.). Фактически значки указывали на целые кварталы хорошо сохранившихся домов. Так оно и было.

Вновь поднимаюсь на улицу Красной милиции, ид к центру и любуюсь открывающимся видом Соборной площади. В одном квартале, ограниченном улицами Красной милиции, Урицкого и Гостиным рядом аж три храма и одна, судя по всему, недавно построенная часовня. Хорошо сохранился лишь величественный Спасо-Преображенский собор. Остальные храмы (Входа Господня в Иерусалим (1777), Благовещения Пресвятой Богородицы, Владимирской иконы Божией Матери (1802)) сейчас реставрируются.

Граница города с запада - река Теша. За рекой постройки начинаются не ближе чем за пару километров, что может означать только одно - река имеет свойство разливаться по весне.

А идти на ту сторону реки мне придется - вид больших белоснежных построек какого-то монастыря опять-таки не оставил меня равнодушным.

По все той же улице Ленина я прошел мимо частного "Музея старины" (ул. Ленина, дом 1) и оказался на берегу. До единственного в Арзамасе моста через реку (ул. Октябрьская) - метров двести.

Пересек реку, сделал короткий привал. Съел яблоко. Осталось еще одно. На завтра...

Невдалеке паслись коровы, лениво пожевывая свежую траву. Солнце поднималось все выше. Жара усиливалась.

 

Выездное

Я пересек луг, одноколейную железную дорогу, ведущую к станции Арзамас 1 и подошел к изгороди комплекса. Это Собор Смоленской Божией Матери, где хранится чудотворная икона XVII века.

Кстати, за железнодорожным переездом Арзамас кончается, начинается село Выездное.

Я уже хотел было направить свои стопы обратно в город, но заметил в паре километров к югу, на краю села, небольшую красивую церковь нежносалатового цвета. Время еще было, почему бы не посетить и этот храм?

Но сделать это было не так просто, как казалось на первый взгляд.
Для достижения цели требовалось пересечь все село. Я двинулся в путь по извилистым улочкам. Деревьев на улицах было немного и найти тень было проблематично. Небо по-прежнему было безоблачным. Поплутав вдоволь, я решил срезать и пошел по краю села вдоль большого болота. Это надо было слышать! Такого громкого и многоголосого лягушачьего концерта я не слышал до этого ни разу. Не пугали "певцов" и стаи чаек, кружащихся над водой.

Цель была достигнута. Небольшая церковь на окраине села, рядом кладбище. Тихое, спокойное место.

 

Арзамас

Возвратившись в город, я прошел по торговым рядам, мимо здания магистрата6, миновал Никольский женский монастырь, пересек Соборную площадь, посетил церковь в честь Пр. Богородицы Живоносного источника. Дальше мой путь пролегал по Советской улице.

На этой улице находится храм в честь Казанской иконы Божией Матери (1792г.), не обозначенный на схеме города. Напротив - памятник М. Горькому.

Дальше идет целый квартал старинных деревянных домов, украшенных резьбой.

Скоро я понял, что пора устроить привал. Тут же нашлось место - уютнейший небольшой сквер напротив здания администрации города и района. Это здание бывшего реального училища (1910), где в 1914-1918 г.г. учился писатель А.П.Гайдар - памятник истории города. Сразу видно, что за зданием и за сквером хорошо ухаживают - дорожки буквально вылизаны, ни пылинки, ни соринки. Скамейки недавно покрашены яркой зеленой краской. В том, что они недавно покрашены я смог воочию убедиться, когда посмотрел на свои джинсы сзади.

В центре сквера находится памятник А.В. Ступину.

На краю сквера - выкрашенная в темноголубой цвет церковь (в честь иконы Божией Матери "Знамение" (1801)), не обозначенная на карте, а в паре десятков метров - еще одна...

Я сидел на лавочке и пил сок, который, оказывается, лежал у меня в рюкзаке еще с недавней поездки в Рязань.
Мое одиночество скрасила шустрая рыжая кошка. Но угостить мне ее было нечем. Кошка отправилась греться на травке и играть с травинками.

Времени оставалось все меньше, но я все же рискнул пойти в парк им. Гайдара.

Позвонил Леша. Как обычно, спросил где я.
"В Арзамасе." - ответил я.
"Дааа..." - сказал Леша.

Ах, эти тихие уютные улицы Арзамаса... Улица Ступина. Поворот на улицу Кирова. Памятник А.С.Пушкину. Театр юного зрителя. Площадь 1 Мая. Улица Калинина. Театр оперы и драмы.

О мемориале Славы и Памяти, расположенном возле входа в парк, следует рассказать особо. Там расположен вечный огонь. И более того, стоит почетный караул (двое юношей и двое девушек). Приятно видеть, что молодежь в городе воспитывается правильно.

Также возле входа в парк стоит старая пожарная каланча. А рядом - гранитная плита, где выбит список почетных граждан города. Там еще остались восемь свободных мест.
С другой стороны плиты выбиты слова "В этом городе жизнь моей родины отразилась как в капле воды".

Захожу в парк. Вход - бесплатный. В парке тоже немноголюдно. Работают аттракционы.

Ищу памятник А.П.Гайдару. Сначала я свернул на аллею, идущую от входа направо, туда, где аттракционы. Прошел по ней до противоположного забора. Памятника А.П.Гайдару не обнаружил, зато обнаружил большой деревянный крест, обнесенный металлической оградой. Без опознавтельных знаков.

А памятник А.П.Гайдару я все-таки посетил. Впечатляет. К нему, оказывается, надо было идти от входа по центральной аллее.

"Любимых детских книг творец,
и верный друг ребят,
он жил, как должен жить боец,
и умер как солдат" - слова Михалкова на памятнике.

Катание на карусели, мороженое и сладкая вата не входили сегодня в мои планы. Зато почему-то очень хотелось есть.

Возле выхода из парка я приметил летнее кафе. Тут и пообедаю.

- Пицца у Вас есть?
- Да.
- А какая?
- Арзамасская.
- Арзамасская? А что в ней?
- Ну... Тесто.

Я позавидовал чувству юмора бармена и не стал больше задавать глупых вопросов.

Расположившись за одним из столиков жду заказ. Вскоре принесли. Арзамасская пицца оказалась вполне съедобной, хотя и небольшой.
Для интересующихся - обед мой состоял из собственно пиццы, бутылки пива "Окское" и чашки кофе. Все это обошлось аж в 46 рублей.

Потягивая пиво, я рассматривал схему города и размышлял о смысле жизни. Самое время.

Каждый начинает путешествовать по-своему. И немало людей - не от хорошей жизни. Путешествие - это смена обстановки, новые впечатления, новые знакомства. Из путешествия можно вернуться совсем не тем человеком, каким собирался в дорогу. Если, конечно, суждено вернуться. Это я к тому, что в путешествии могут встретиться самые различные неприятности и опасности. И расслабляться особо нельзя, тем более, если путешествуешь один.

Наверняка у читателя возникает закономерный вопрос - на кой ехать за тридевять земель чтобы побыть в городе всего несколько часов?

Рассказываю. Есть в Клубе Отважных Путешественников такое понятие "Сделать город".
Под ним подразумевается, прежде всего, "почувствовать город", ощутить его, понять атмосферу и микроклимат.
Во-вторых, естественно, осмотреть все основные достопримечательности.
И только после этого можно говорить "я был в городе N".

С опытом чувствовать города становится проще. И на это вполне достаточно несколько часов. Разумеется, хочу напомнить, что эта поездка, в первую очередь познавательная. И времени на отдых я в принципе не предусматривал. Если честно, в этой поездке мне хотелось настолько сильно изнурить себя чтобы отбить всякую охоту куда-либо ездить8. И мне это, в общем, удалось.

Иду дальше. На пересечении улицы Калинина и Карла Маркса - памятник воинам-интернационалистам.

На улице Карла Маркса также: памятник Карлу Марксу, кинотеатр "Искра", магазин №2 "Продукты" с альтернативным названием "Лавка "Зайка"", музей А.М.Горького, музей А.П.Гайдара.

И вообще, количество музеев в городе поражает.

Вот я снова на Соборной площади. Захожу в Воскресенский собор. Грандиозное и величественное сооружение. Я поражен! Изнутри собор расписан фресками в очень оригинальном цветовом исполнении. Одно посещение этого святого места уже оправдало потраченное время и силы потребовавшиеся для того, чтобы добраться до Арзамаса.

Я снова на улице. Пора заняться сувенирами. Помнится, в прошлом году в Нижнем Новгороде мне понравились сладкие настойки Арзамасского производства. А в торговых рядах еще утром я заприметил фирменный магазин Арзамасского ЛВЗ. Но закон подлости еще никто не отменял. Магазин был закрыт9.

14:40: уже пора ехать на вокзал. Иду к Соборной площади, где, как я успел заметить раньше, останавливается автобус №1, следующий до вокзала. Ага, вот он! Промчался мимо меня. Я не успел букавально на минуту. Что ж, беру такси.

Но перед отъездом в Нижний Новгород хочу посмотреть на "Паровоз-памятник трудовой доблести железнодорожников", как он отмечен в путеводителе.

- На Лесную улицу, к памятнику-паровозу.
- На Лесную? К паровозу? Поехали, поищем паровоз.

Кажется, с такими просьбами к водителям обращаются не часто.
Переезжаем через железную дорогу. Несколько минут плутаем среди ангаров и околожелезнодорожных построек. И вот я высаживаюсь возле свежевыкрашенного паровоза. Отдаю водителю 50 рублей.
- А к паровозу мы возим за 60. - возразил водитель.

На паровозе красуется налпись: "Путь паровоза велик, путь паровоза славен!".

Да, на будущее, и в помощь тем, кто захочет посетить этот памятник. Паровоз находится возле пешеходного перехода через железную дорогу (имеется ввиду переход над железной дорогой, от вокзала до него несколько минут пешком и он оттуда виден, далее перейти на ту сторону - и Вы возле паровоза).

С лестницы фотографировать сей памятник было сподручнее, этим я и занялся. Как вдруг заметил, что с противоположной стороны ко мне направляется вооруженный охранник. Только еще не хватало разборок по поводу фотографирования стратегических объектов, коим, наверное, является Арзамасский железнодорожный узел. Я быстро убрал камеру и пошел ему навстречу. Мы поравнялись. Разошлись. Выстрела в спину не последовало.

Через несколько минут я дошел до вокзала, купил воды в дорогу. Сажусь в автобус, который уже был подан под посадку.

Возде автобуса крутятся вездесущие "газелисты", предалагющие ехать в Нижний на "легковой машине с комфортом".

- Садитесь на любое место! - сказал контролер. Я не стал упоминать что у меня на билете написано "место №1" и сел на понравившееся место, точнее, даже на два.

О странном отношении работников автостанций к своим обязанностям я потом еще вспомню... К счастью, вовремя...

Автобус был полупустой. Дорога неутомительной.
Сделали одну остановку в населенном пункте Богоявление.
Подъезжаем к Нижнему Новгороду.

Нижний Новгород

Четверг, будний вечер, пробки на дорогах в Москве. Мне это привычно. Но видеть пробки в Нижнем - это для меня было в диковинку.

Раньше я был в городе исключительно по выходным и праздникам, когда транспортные потоки повсеместно ослабевают.

Наконец доползли до автостанции на Окском съезде (площадь Лядова). Весь Окский съезд практически стоял. И немудрено - через Оку всего три моста. А строительство ветки метрополитена, соединяющей две части города, решено заморозить из-за нехватки средств. Отсюда и пробки.

Я вышел из автобуса и какое-то время смотрел сверху на дорогу, запруженную автомобилями. А вдруг на Канавинском мосту ситуация лучше?

Решаю дойти до площади Горького. Заодно к тому времени может и пробки рассосутся.

Примерно так и случилось. От площади Горького я взял такси и довольно быстро добрался до Московского вокзала.

Первый вопрос - билет. Его я взял без особых проблем. Плацкарт верхнее - в самый раз.

Порадовало, что ввели еще один фирменный ночной поезд Горький-Москва. Теперь ездить сюда станет проще, во всяком случае, надеюсь, что с билетами ситуация немного упростится.

Попутно я посмотрел расписание пригородных поездов, возможно, мне захочется куда-нибудь завтра съездить. Огорчило объявление о том, что с 12 по 14 мая с.г. часть электропоездов отменяется в связи с ремонтными работами на железной дороге Гороховецкого направления. Визит на Канавинскую автостанцию не принес результатов - там, как и на автостанции на Окском съезде, не было маршрутов до Гороховца.
Таким образом, возникшая идея съездить в Гороховец, была под серьезной угрозой.

Но я уже загорелся. "Мы не ищем легких путей" - девиз общества по созданию искусственных препятствий. Почему я так хотел попасть в Гороховец - об этом чуть позже.

Следующий вопрос - с ночлегом. Cейчас будний день, точнее, уже вечер. Как правило, в такой гостинице, как "Нижегородская", свободные номера были всегда, даже в праздники. Я надеялся, что все так и осталось.
Единственный червь сомнения...

...Не так давно мне позвонил бывший коллега и спросил, нет ли у меня в Нижнем знакомых, - сотрудник его конторы выезжает в командировку, а свободных мест НИ В ОДНОЙ гостинице города нет. Я сначала не поверил, но когда мне были перечислены все гостиницы, где он пытался забронировать номер, убедился - во всех известных мне гостиницах номеров не было... Очень странно...

Я попытался не обращать внимания на червя сомнения и отправился за сувенирами. С сувенирами было напряженно. Что тоже непохоже на знакомый мне город...
По этой причине на мое занятие сувенирами я потратил гораздо больше времени, чем планировал изначально.

И вот, я стою с сумкой сувениров на привокзальной площади, звоню в "Нижегородскую". Неуверенным голосом мне сообщают что, вроде одноместный номер есть, но он один и больше номеров нет вообще. "Приезжайте, если успеете". - примерно так закончился наш диалог с администратором.

И тут появился другой червь сомнения, по сравнению с которым первый был вообще незаметен.

В каждом путешествии, в котором присутствует долгое хождение пешком или иной источник усталости, наступает момент, когда усталость начинает брать вверх над желанием продолжать путь и единственное чего хочется - "домой и завалиться отдохнуть от такого отдыха". Главное - уметь перебороть этот момент. Но в моем случае аргументы против того, чтобы остаться, были сильны. Скорее всего, поехать в Гороховец завтра не получится, а в Нижнем я уже все видел, все знаю, следовательно практически зря буду платить за ночлег в гостинице. Разумеется, я не стал бы скучать и нашел чем заняться в течение дня, но во мне со времен последней поездки сюда многое изменилось. Мне почему-то категорически не хотелось гулять по городу одному. Было даже что-то вроде чувства стыда за то, что никто больше не согласился поехать со мной в Нижний, точнее, что это я не смог никого убедить посетить сей чудный город...

Но я решил рискнуть. В конце концов - это мое эксклюзивное путешествие, мой маршрут, мой отдых и мой отпуск.

Сумка с сувенирами сдана в камеру хранения. Экстрим продолжается.

Время было позднее. Моим первоначальным планам погулять перед сном по ночному городу не суждено было сбыться. Я действительно сильно устал и мне необходимо было срочно восстановить силы.

Попытался взять такси. Но таксисты с вокзала оказались несговорчивыми. И все, как один не желали сбавлять цену. А она, скажу я, выросла со времени моего последнего посещения города (это был год назад) в полтора раза. Это очередное, что мне НЕ понравилось в НН в этой поездке.

Я перешел на другую сторону, в надежде что здесь водятся боле сговорчивые таксисты. Ан нет, не водятся.

Однако, сильно хотелось есть. Ресторан быстрого обслуживания оказался на месте и очень кстати. Некстати оказалось то, что заказанный чисбургер готовился в недрах ресторана около десяти минут. Но может оно и к лучшему. Потому что к тому времени как раз подошел нужный мне автобус.

Вообще, по существующей традиции, мне следовало дойти от вокзала до гостиницы пешком. Но поездка была необычной (читай "нетрадиционной"), и на этот раз воспользовался услугами общественного транспорта.

Я доехал до речного вокзала и с целью прогуляться немного пешком, т.к. все-таки путешествия путешествиями, а привычка - вторая натура.

Вот и лестница. В этот раз она показалась мне длиннее, чем обычно. Признаюсь, на гору я забрался с некоторым трудом. Присел на скамейку возле склона, созерцаю ярко освещенный собор Александра Невского на противоположной стороне Оки.

Отдышавшись, огляделся. Вид гостиницы вблизи поразил меня.

Большинство окон двух верхних этажей заложены кирпичами... Что бы это значило? И не поэтому ли в последнее время в гостинице нет достаточного количества мест?

Захожу.

Подхожу к стойке. Прошу одноместный номер.
"Сейчас посмотрим. Кажется у нас ничего нет." - ответствовала администратор и стала что-то делать со своим компьютером. Время шло, мне стало казаться, что мне откажут по причине непрезентабельности клиента - целый день на ногах, потрепанный, в пыли, с обгоревшим лицом... И тут я достал кредитную карточку. Ситуация изменилась - номер мгновенно нашелся. После того, как к тому же обнаружилось, что я уже далеко не в первый раз здесь останавливаюсь, администратор и вовсе подобрела.

Получив ключи, я не стал пользоваться лифтом и пошел пешком.

В первый раз я останавливаюсь в этой гостинице в одноместном номере.
Мне достался на втором этаже. После косметического ремонта, сантехника в порядке. Телевизор, холодильник, телефон. И в первый раз я был в номере, окна которого выходят не на Оку, а во двор. Что ж, в этот раз пофотографировать виды ночного города не получится.


13 мая 2005

Несмотря на сильную усталость спать почему-то не хотелось. Я включил телевизор. Местное телевидение преподнесло сюрпириз. Я то думал что по ночам везде крутят эротику, а по нижегородскому каналу в столь позднее время показывали передачу о жизни Максима Горького. Я крайне редко смотрю телевизор (как правило, это обычно происходит в гостиницах во время путешествий), и эта передача мне понравилась.
Как позже выяснилось, передача называлась "Женщины в жизни Максима Горького".

Спать я все же лег. В четвертом часу утра. После просмотра хоккейного матча. Посмотреть было на что, да и в конечном итоге наши выиграли, что не может не радовать.

Засыпая я подумал, что не буду вставать рано чтобы успеть на электричку до Гороховца отправлением в шесть утра. Лучше подольше отдохну, позавтракаю и тогда уже поеду на вокзал.

Завтрак состоял из стакана персикового сока, пластикового стаканчика сметаны, яичницы в очень мелко порезанной ветчиной (наверное для того чтобы ветчины казалось больше) и чашки чая.

В общем, ничего особенного, и на будущее - специально оставаться в гостинице ради завтрака не стОит.

Но сегодня я был рад и этому.

Выхожу на улицу. Погода отличная, день снова обещает быть жарким.

Однако, я задержался. Чтобы успеть на электричку, придется поспешить. Снова беру такси.

Захожу в пригородные кассы (подвальное помещение под кассами дальнего следования на Московском вокзале), смотрю расписание. Отправление подходящего мне поезда уже скоро, но большущая очередь за билетами. Работает только одна касса. Встаю в очередь.

Прямо перед глазами висит то самое объявление об отмене некоторых пригородных поездов "в связи с ремонтными работами на железной дороге Гороховецкого направления". Стараюсь на него не смотреть. Предчувствую, что выбираться из Гороховца при отсутствии транспорта придется с боем. Что ж, я к этому готов. Еще раз порадовался, что никого не взял с собой. Если влипну в какую-нибудь историю, то сам, один.

Отстояв очередь, бегу на платформу. Вот засада! Ну Орлиный глаз! Вчера больше часа слонялся по этим местам и не заметил, что возле входа к тоннелю к пригородным поездам есть просторный кассовый зал, где работают несколько касс и очереди, естественно, нет.

Сидячие места еще были.

10:10: Отправились.

Проехали Чкаловск.

И тут началось... Из-за пресловутых ремонтных работ мы постоянно останавливались и пропускали встречные составы. Стало ясно, что поезда сегодня ходят по очень оригинальному расписанию и к 11:54 мы точно не успеем. Значит, мои предварительные планы существенно изменятся.


В рассказе про Гороховец использована информация из книги "Путеводитель по русским городам. Север, восток". Москва, Паломникъ, 2003. ISBN 5-87468-151-5

Станция Гороховец

12:40: Вот, наконец, электричка подъехала к конечному пункту маршрута - станции Гороховец.
Вокруг, куда ни глянь, одноэтажные дома. На улицах - пустынно.
Выхожу на перрон, затем на привокзальную площадь (слева по ходу движения. Это было ошибкой...).
Дело в том, что сам город Гороховец расположен в 11 км от одноименной железнодорожной станции. И надо как-то до него добраться. Я рассчитывал, что от станции к городу курсируют автобусы. Но площадь была пуста.
Я заметил, что дорога от станции пересекается с какой-то более широкой улицей (метрах в трехстах от станции). Возможно, по этой широкой дороге и ходит общественный транспорт до города. Иду до перекрестка. Это было моей самой большой ошибкой в этой поездке... Перекресток оказался всего лишь перекрестком. Ничто не указывало на то, что одна из улиц является междугородной трассой. Спешу обратно, к станции.

Народ с электрички уже куда-то рассеялся, станция опустела. Возле станции тоже никого нет. Захожу в здание вокзала. Расписания автобусов нет. Касса закрыта. Смотрю расписание электричек. Да уж... Ближайшая до Нижнего в 13:38. Следующие две отменены. Потом в 20 с чем-то и последняя в 22 с чем-то. Что делать? Выхожу из здания вокзала к путям. На перроне - пустынно...

И тут перед моими глазами, как в замедленном кино, происходит такая картина: Электричка, на которой я приехал, до этого мирно стоящая на путях, начинает медленно двигаться (вероятно, на запасные пути). При этом взору открывается площадь с другой стороны путей, площадь, которую я не мог видеть раньше из-за стоящей электрички. Эта площадь, на самом деле, представляет собой разворотный круг для автобусов и здание автобусной остановки (три стены, крыша и скамейки внутри).
Несомненно, проницательный читатель уже догадался, что еще присутствовало на этой картине? Правильно, отъезжающий автобус в Гороховец...

Вообще-то я быстро бегаю. Стометровки в школе - исключительно на отлично. Но сегодня судьба была ко мне не так уж и благосклонна. Автобус уехал. Я остался один на остановке, автобусной площадке и, казалось, один на целом свете...

От такого облома у меня начали подкашиваться ноги и разыгрался нешуточный аппетит. Я сел на скамейку на остановке и съел второе яблоко. Последнее яблоко. Опять расхотелось куда-либо ехать. Хотелось побыстрее вернуться в Нижний, дождаться поезда и уехать домой...

Но о чем это я? Отважные путешественники так не поступают.

13:25: Мне нужен план. Вариантов развития события пока я видел только два.

Первый.

Сажусь в электричку отправлением 13:38 до Нижнего. Приезжаю в город, обхожу уже много раз исхоженные места, жду вечера, уезжаю домой.

Второй.

Гуляю по насленному пункту возле станции Гороховец, жду электрички отправлением в 20 с чем-то. Еду в Нижний, успеваю к своему поезду до Москвы.

Но что делать в оставшееся до электрички время? Ведь это несколько часов...

Что же делать?

13:30: Пустая электричка подошла к платформе и остановилась. Через 8 минут она отправится в Нижний. Обстановка накалялась...

Что же делать?

Читатель, как ты думаешь, как я поступил? Правильно! Отважным путешественникам всегда сопутствует удача и оберегает их от принятия глупых решений (чуть было не сказал "несообразных", а это было бы неправильно. С творчеством великого еврокитайского гуманиста в 2005 году я еще не был знаком).

На автобусную площадку подкатила маршрутка, курсирующая по маршруту "Гороховец - станция Гороховец".


Гороховец

Гороховец

И вот я в городе! Маршрутка довезла меня до автостанции.

Подбегаю к кассе, спрашиваю, когда будет автобус до Нижнего. Отвечают, что в 16:30.

Неплохо, у меня есть около двух часов на осмотр города!

Спрашиваю, можно ли купить билеты на автобус. Нельзя. Билеты продаются непосредственно перед отправлением автобуса, в зависимости от наличия мест. Ладно, рискну.

Иду осматривать город. Гороховец мне понравился.

В первый раз я был в Гороховце проездом, когда ехал на автобусе из Нижнего в Москву. Города я тогда почти не увидел, т.к. автостанция находится на трассе, а сам город немного в стороне. Зато чуть не упустил автобус... Ну да ладно.

Да, Гороховец мне понравился. Зеленый, тихий, уютный город. Поразило мастерство резчиков по дереву... Практически каждый деревянный дом украшен затейливой резьбой.

"Районный центр Владимирской области на границе с Нижегородской. 333 км на восток от Москвы, 150 км от Владимира. На р.Клязьме. Население - 17 тыс. человек."

Здание администрации


Гороховец

"Историки считают, что город был заложен в XII в. Юрием Долгоруким как форпост на востоке Ростово-Суздальского княжества. Князь Андрей Боголюбский отдал Гороховец построенному им во Владимире собору Успения Божией Матери; с тех пор его называют "городом пресвятой Богородицы".
Частые стычки с мордвой, муромой, меря не позволяли Гороховцу развивать мирные ремесла и промыслы.
Возможности для экономического роста появились только после 1221г., когда был основан Нижний Новгород, перенявший у Гороховца роль восточного рубежа. А Гороховец оказался на дороге из Владимира в Нижний. На берегу возле главной площади возникли таможня и мытный (налоговый) двор, город стал заметным пунктом на торговом пути из Руси на Восток.
Остатки земляных валов древнего города можно заметить возле Никольского монастыря на холме."

Недавно был праздник Победы


Гороховец

"Первое дошедшее до нас упоминание о Гороховце относится к 1239 г., когда он был разорён монголами. Вплоть до падения Казанского царства город ничем не ознаменовал себя в истории, кроме того, что много раз страдал от разрушительных набегов монголов, а позднее - татар.
В 1539 г. Гороховец спасло чудо. Во время осады многочисленным татарским войском над холмом, на котором стоял город, возникла громадная фигура русского воина с мечом. Враги в испуге бежали. Этот холм до сих пор называют Пужаловой горой."

Пужалова гора


Гороховец

Современный Гороховец


Гороховец

Дорога в старый Гороховец


Гороховец

"Видимо, это единственное в стране место, где купеческий город XVII века можно не домыслить, а увидеть и сфотографировать.
Люди отзывчивы и гостеприимны, особенно в монастырях. Три монастыря - это очень много для такого маленького города. Труды и терпение современных подвижников вполне возмещают отсутствие останков подвижников прошлого и даже свидетельств о них."

"Гороховецкий край веками славился своими плотниками. В украшении домов с XIX в. была популярна глухая, т. е. рельефная, резьба, позднее получила распространение пропильная. В то время появились уникальные "плотницкие игрушки" - деревянные скульптуры. Эти искусные произведения порой изготавливались одним топором, без применения более тонких инструментов.
В городе мало деревянных домов, не украшенных резьбой. Есть несколько уникальных "замков" с башенками, построенных в конце XIX в. - начале XX. Увидеть в таком изобилии подобную красоту можно только здесь: дом бывшего начальника земской управы Пришлецова (ул. Ленина, 38), дом Морозова (ул. Ленина, 83) и дом Шориных (ул. Московская, 43), дом А. О. Полякова (ул. Московская, 83), дом Кучина (ул. Московская, 21) и другие."

"ГОРОД-ПАМЯТНИК

Архитектор В. О. Шервуд перед строительством Исторического музея в Москве приезжал в Гороховец вдохновиться образцами русского стиля.
Побывавший в городе в 1919 г. художник и академик И. Э. Грабарь, известный знаток отечественных памятников, восторгался: "...и дивная муромская архитектура, и сам Феофан поблекли перед Гороховцом... Когда на дальнем высоком берегу Клязьмы показались огоньки, зажегшиеся от заходящего солнца в стеклах невидимых еще зданий, то уже одно это было изумительно хорошо. Вскоре стали вырисовываться какие-то монастырьки, тонувшие высоко вверху в зелени. Казалось, что это не город, а просто два-три десятка церквей, разбросанных по горе в каком-то игрушечном стиле... Пошли бродить по городу, который весь оказался как бы застывшим с 17 века - ну просто как в "Спящей красавице", - до такой степени, что мы не видели даже новых домов. Все церкви белые, все почти без исключения не тронуты с 17 века, - не расшиты, как всюду, окна, сохранили черепичную чешую главы, старые ворота и ограды и столько старых каменных домов, сколько их нет во всей ос тальной России. Мы ходили весь вечер и часть ночи как во сне".
До сих пор сохранены не только храмы и купеческие палаты, но и такие государственные постройки, как Присутственные места (конец XVIII в., ул. Советская, 14) и канцелярия воеводы (1760-е гг., ул. Ленина, 1), а также торговые ряды (ул. Ленина. 10)."


Гороховец


Гороховец

Детская библиотека


Гороховец

Детская библиотека


Гороховец


Гороховец


Гороховец


Гороховец

В одном из таких "замков" находится местное ГУВД


Гороховец

"После покорения Казани Иоанном Грозным гороховецкие купцы стали набирать вес в торговле с Востоком. После Смутного времени начался бурный расцвет.
Главным центром торговли был, конечно, Нижний с его Макарьевской ярмаркой. Гороховец с населением около 800 человек, находясь на пути к Нижнему, получал от этого немалые выгоды.
Будто предвидя, что вражеских нашествий больше не будет, после польских разрушений город отстраивался уже внизу, на месте бывших посадов, а на обезлюдевшей Пужаловой (ныне - Никольской) горе построили монастырь. Разбогатевшие купцы строили первые белокаменные храмы и собственные особняки. Семён Ершов увековечил свою память, построив по храму в каждом из трёх монастырей Гороховца и собор Благовещения Пресвятой Богородицы на главной площади города.
К концу XVII в. влияние гороховецких купцов вышло за пределы Макарьевской ярмарки, они начали торговать с Сибирью. Причём часть товаров производилась на местных кожевенных и прядильных заводах, в кузнечных цехах.
До наших дней дошло 7 каменных домов, в том числе - 5 купеческих. Купеческие дома, как правило, двухэтажные, толщина стен около 1 м. Все они отреставрированы и гармонируют с храмами белизной своих стен."

"Дом Опарина (Селина)
Построен в конце XVII в. купцом Матвеем Опариным, позднее перешёл к Селиным.
Сейчас - Дом бракосочетания.
Адрес: ул. Набережная, 42."


Гороховец

"Дом Канонниковых
Построен в конце XVII в. и показывает, что Канонниковы были не так богаты, как Ершовы и Ширяевы.
Сейчас - библиотека.
Адрес: ул. Набережная, 44."


Гороховец

"ЭКОНОМИКА СОВРЕМЕННОГО ГОРОХОВЦА

Худо-бедно работают завод подъёмно-транспортного оборудования, молочный завод, цех по производству крекеров.
Судостроительный завод, который в советское время выпускал буксиры, баржи, суда для добычи и переработки рыбы, суда для глубинных исследований и давал работу множеству гороховчан, причём работал днём и ночью, после приватизации больше не работает. Предприимчивые приезжие изготавливают в цехах завода колбасу.
Перспективы трудоустройства связаны теперь с заводом стеклотары, который строят турки.

ОСОБЕННОСТИ ГОРОДСКОГО БЫТА

Гостями город не избалован. Пообедать можно в ресторане "Отдых" (рядом с мотелем "Водолей", по ул. Беседина), похожем на студенческую столовую, или в пельменной (на пл. Комбрига Патоличева).

Горячая вода в городе и его гостиницах бывает редко."


Гороховец

За пельменной - Благовещенский собор


Гороховец

"Благовещенский собор
Построен в камне в 1700 г. на месте деревянной церкви, на средства Семёна Ершова. Рядом - шатровая колокольня. Собор действует, хотя ещё не восстановлен окончательно. В этом храме молился Александр II."


Гороховец

Благовещенский собор


Гороховец

Благовещенский собор


Гороховец

Благовещенский собор. Колокольня


Гороховец

Среди старых одноэтажных построек встречается такое


Гороховец

Поднимаюсь на Пужалову гору. Благовещенский собор остается внизу


Гороховец

Кошаков в Гороховце мало


Гороховец

Клязьма сильно разлилась


Гороховец

Куда ни кинь взгляд - вода


Гороховец

Небо Гороховца


Гороховец

Это планировался кадр типа "купол церкви в оконном проеме", как в Юрьев-Польском.
Но получилось так


Гороховец

"Пик развития Гороховца пришёлся на начало XVIII в. Вскоре завоевания Петра, выход России к Балтийскому морю и одновременное развитие промышленности на Урале снизили как торговое, так и промышленное значение города. Строительство каменных зданий прекратилось.
В 1708г. город вошёл в Казанскую губернию, в 1719 г. - во Владимирскую провинцию Московской губернии, в 1778 г. стал уездным центром Владимирской губернии. В 1778 г. в городе было около 1300 жителей.
Ко второй половине XIX в. Гороховец из города торговцев и промышленников сделался городом садовников и огородников. Здесь получила распространение поговорка: "Уродятся огурцы - будут в городе купцы; нерод огурцов - мор на купцов".
В 1854 г. Гороховец произвёл такое впечатление на поэта Николая Некрасова: "Город бедный, во всех отношениях обиженный судьбой... строениями беден, промышленности не имеет никакой". Гороховчанин, с которым разговорился поэт, смотрел на будущее города без надежды: "Жить - живём, пока Бог грехам терпит, а догниют строения - и город кончится".
Пессимизм отдельных жителей относительно будущего города был преждевременным. Из гороховецких крестьян, ушедших в промышленные центры страны на заработки, вышло много хороших рабочих и инженеров. Ими впервые был осуществлён крекинг (перегонка) нефти в 1823 г. (на 36 лет раньше, чем в США). Многие гороховчане участвовали в строительстве на Чёрном море броненосцев "Синоп" и "Чесма" (на основании новаторских технических решений которых британцы создали дредноуты).
Вскоре рабочие из Гороховца нашли применение своим навыкам в родном городе. В 1896 г. в Гороховце были основаны крупная бумаго-обёрточная фабрика и котельный завод. 1902 год отмечен основанием Гороховецкого судостроительного завода. В 1907 г. на нём была построена крупнейшая в мире нефтеналивная баржа "Марфа Посадница" длиной 172 м."

Следы пожара


Гороховец


Гороховец


Гороховец

Воскресенская церковь


Гороховец

Наверху - ТРОИЦЕ-НИКОЛЬСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ


Гороховец

Лестница ведет наверх, а наверху - ТРОИЦЕ-НИКОЛЬСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ


Гороховец


Гороховец

Вот я и на Пужаловой (Никольской) горе


Гороховец

Пужалова гора с одной стороны имеет очень круты склоны. Это служит хорошей защитой для монастыря


Гороховец

Сохранившиеся валы на горе. Здесь я сделал небольшой привал и подсчитал оставшееся время. Времени оставалось ровно половина. Пора идти назад.


Гороховец

Вид на Гороховец с Пужаловой горы. Хорошо видны Благовещенский собор и СРЕТЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ


Гороховец

ТРОИЦЕ-НИКОЛЬСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

"Хотя предание говорит, что монастырь существовал уже при Иоанне Грозном, после Смутного времени подтверждений этому не сохранилось, если не считать плиты с могилы инока Филарета, умершего в 1504 г., о которой упоминается в летописи монастыря. Поэтому считается, что монастырь на Пужаловой горе был основан по грамоте царя Михаила Феодоровича.
Троице-Никольский собор - первое каменное здание монастыря - построен в 1686-1689 гг. на средства купца Семёна Ершова. Верхний храм собора - Троицкий, нижний - Никольский.
Советская власть использовала монастырь под жильё. Покровский храм был уничтожен, в Троице-Никольском был склад.
Монастырь возобновлён в 1993 г. В нём немногим более 10 братьев.
Сохранились Троице-Никольский собор, современная ему шатровая колокольня, церковь Иоанна Лествичника, построенная в 1710- 1716 гг. на средства купца Ивана Ширяева, настоятельский корпус (XVIII в.), киворий (усыпальница над могилой П. П. Кожина, XIX в.).
Основной действующий храм - Иоанна Лествичника, летом служат в Троицком храме, который ещё восстанавливается.
Трудников принимают, когда есть места.
Богослужения. Утреннее в будни - в 7.00, в воскресенья и праздники - в 8.00. Вечернее -в 17.00.
Адрес: 601460, Владимирская обл., г. Гороховец, ул. Пролетарская, 12. Тел.: (09238) 2-12-73"

Монастырь встретил меня закрытыми дверями


Гороховец

Часть стены отсутствует


Гороховец

Купола храма весело блестят на солнце


Гороховец

Вот этот ракурс мне очень нравится


Гороховец

Труд в монастыре


Гороховец

Вокруг монастыря


Гороховец

Вид на Гороховец с Пужаловой горы. Хорошо виден СРЕТЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ


Гороховец

СРЕТЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

"Монастырь был основан в 1658 г. Первое каменное здание - собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери - построено в 1689 г. на средства купца Семёна Ершова. К этому же времени относится и шатровая колокольня.
В начале XVIII в. монастырь обнесли каменной стеной высотой 5 м. Тогда в нём было около 40 сестёр. В 1764 г. монастырь был упразднён, сестёр перевели в Арзамас, храмы стали приходскими.
Монастырь возобновлён в 2001 г. Первые сестры пришли сюда из суздальского Покровского монастыря, сейчас их менее 10.
Несмотря на то что обитель находится в самом центре современного города, его стены и здания образуют замкнутый четырёхугольник, и в этих стенах сохраняется дух древности - не то монастыря, не то средневекового замка, так как в кельях XVII в. ещё живут горожане.
Сретенский собор внутри пуст, но летом в нём уже идут службы. Основной храм - церковь Сергия Радонежского (конец XVII в.). Это тёплый храм, в котором уцелела старинная изразцовая печь. Сестры ютятся на 1 этаже бывшей богадельни (XVIII в.).
Богослужения. Пока совершаются только в Пт., Сб. и Вс. Утреннее в 8.00, вечернее летом в 16.00, зимой в 17.00.
Адрес: 601460, Владимирская обл., г. Гороховец, ул. Советская, 5. Тел.: (09238) 2-37-65."


Гороховец

На этой площади сегодня была ярмарка


Гороховец

Мусора под стенами монастыря после ярмарки оставлено очень много


Гороховец

В сам монастырь попасть не удалось


Гороховец

Самое интересное и притягательное место в городе -

СВЯТО-ЗНАМЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

"Монастырь был основан в 1598 г. на противоположном от города, левом берегу Клязьмы. Вначале он был деревянным.
Монастырь владел частью реки, братия его была многочисленной.
Первую каменную церковь Знамения Божией Матери построил в 1679 г. купец Семен Ершов. В 1720 г. соорудили каменные Святые ворота, примерно тогда же обитель окружили стеной. В 1723 г. монастырь сделали подворьем Флорищевой пустыни.
Закрыли монастырь в 1923 г. Наибольшие разрушения советская власть нанесла монастырю в 1960-1990 гг., когда здесь хозяйничал совхоз. Каменная ограда была уничтожена, земля на сотни метров вокруг превратилась в свалку деталей сельскохозяйственной техники. В Знаменском храме находилась конюшня.

В 1994 г. бывший монастырь стал скитом Троице-Никольского мужского монастыря, Скитяне едва успели начать огромный труд по восстановлению обители. В 1999 г. скит был преобразован в женский монастырь.
Сейчас в монастыре немногим более 10 сестёр, половина - пожилых. Прихожан у обители нет, поэтому живут только от труда своих рук. Работа по очистке каждого клочка земли от стекла, кирпича и металла сравнима по трудоёмкости с намыванием золота. "Целины" нет - вокруг болота, из которых в монастырь заползают змеи. Ещё много работы по восстановлению келейного корпуса и Знаменского храма, в котором конского навоза было по окна. Каким-то чудом сестры успевают при этом читать Неусыпаемую Псалтирь (то есть читать её непрерывно, по очереди). А когда из города добираются голодные, их кормят овощами, выращенными на своём скромном участке, творогом и молоком от двух коров.
Монастырь хоть и рядом с центром Гороховца, но добраться до него не всегда легко. Зимой Клязьму пересекают по льду, летом - по понтонному мосту, весной и осенью - только на лодке Когда мост не наведён, перед богослужениями сестры на лодке поджидают богомольцев на правой стороне; часто никто не приходит.
Служат в маленьком придельном храме Иоанна Богослова.
Надежда - только на Бога. Когда нужно было сделать купол на храме, а средств не было, отслужили молебен. Вскоре пришли мастера и сделали эту работу задёшево. Деньги на оплату их труда появлялись вовремя.
Принимают трудников обоего пола.
Богослужения: утреннее в 7.30, вечернее - в 16.30.
Адрес: 601460, Владимирская обл., г. Гороховец, Знаменский участок."

К сожалению, сегодня не удалось попасть в монастырь.
Будет повод посетить Гороховец еще раз.

Нелегко там жить. Такое впечатление, что монастырь погружен в воду...


Гороховец

Монастырь - призрак...


Гороховец

Не все так плохо, часть земли не затоплена


Гороховец

Вид с Пужаловой горы. Монастырь будто игрушечный


Гороховец

Вид с Пужаловой горы. Монастырь и дворец бракосочетаний


Гороховец

Вид с Пужаловой горы. Гороховец у твоих ног


Гороховец

Еще информация о городе.

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

"Находится в трёхэтажных палатах Ершова (Сапожникова). Редкая возможность представить, что считали роскошным и удобным богатые купцы в XVII в. "Комната хозяина", "комната хозяйки", "девичья", сени, кладовые - не хватает только хозяев.

Адрес: ул. Нагорная, 4.
Тел.: (09238) 2-10-09. Открыт с 10 до 17 ч. В Сб. и Вс. до 16 ч. Выходной - Пн."

РОДНИКИ

"Гороховец - город на родниках. Даже и теперь множество ключей можно увидеть, прогуливаясь по берегу Клязьмы. А раньше их было ещё больше. Вода из мощных родников была отведена на улицы города, откуда люди брали её для своих нужд и поили скот из специальных корыт. Ключи били так, что нельзя было удержать ведро.

В 1960-х гг. власти попытались загнать родники в водоразборные колонки, и вода ушла. Теперь город испытывает недостаток питьевой воды."

Гостиницы

"ВОДОЛЕЙ". Мотель на 11 мест.
Ул. Полевая, 26.
Тел.: (09238) 2-18-40.

"ЮБИЛЕЙНАЯ".
Ул. Беседина, 10.
Тел.: (09238) 2=17-80.

ПРОЕЗД ИЗ МОСКВЫ

"С Центрального автовокзала Москвы 2 прямых рейса. Но, учитывая расстояние, лучше доехать через Владимир с остановкой в последнем. С автовокзала Владимира до Гороховца порядка 10 рейсов, Зч в пути.

По М7 340 км, около 5 ч пути."

"УДОБНО ДОЕХАТЬ

НИЖНИЙ НОВГОРОД. Около 10 рейсов, 1,5 ч в пути. 11 электричек, менее 2 ч в пути.
МУРОМ. 3 рейса в день из Нижнего. 8 км по М7 в сторону Москвы, затем поворот на Р76."

ВОКЗАЛЫ ГОРОХОВЦА

"Автостанция находится вблизи гостиниц и центра.
Тел.: (09238) 2-15-50.
Ж/д станция "Гороховец" находится в 15 км от центра города и справочного телефона не имеет. От станции до города ходит маршрутка, но стыкуется не со всеми поездами"


Да, читатель. В этом рассказе - большая часть информации - из путеводителя.
Замечу, из хорошего путеводителя.

Однако, не будем забывать и обо мне. Мне, кстати, еще предстоит добираться до Нижнего, а оттуда ночным поездом ехать в Москву.

Погуляв по городу, возвращаюсь к автостанции. Напоследок фотографирую церковь неподалеку от автостанции и дом Шориных.

Церковь неподалеку от автостанции


Гороховец

Дом Шориных


Гороховец

На часах - 15:55. 35 минут до автобуса. Краем глаза замечаю, что на автостанции уже стоит "Икарус". Пойду проверю, что это за автобус.
Водитель автобуса оказался словоохотливым и сообщил, что автобус отправляется в 16:00. Билеты в кассе.

Разумеется, читатель помнит, что (по прибытии в Гороховец) кассир сказала мне, что автобус будет в 16:30. И то, что я оказался на автостанции на полчаса раньше - очень счастливый случай.

Купив билет и вкратце высказав кассиру то, что я о ней думаю, выбегаю на стоянку и залетаю в автобус. Успел!!!

Двери за мной закрылись, автобус тронулся. Успел!!!

Пассажиров было не очень много.

Гороховец - Нижний Новгород

С обеих сторон от дороги стояла вода. Клязьма в этом году разлилась серьезно.


Гороховец

Потом вода кончилась и начался лес. Но не простой лес! Вдоль дороги на протяжении десятка километров то и дело были видны предупреждающие знаки типа "В лес не заходить - стреляют!"

Оказывается, здесь находится крупнейший в России танковый полигон. Сегодня здесь было тихо. Лишь пару раз из леса раздавалось урчание и вдалеке мелькали грозные тени...

Да, пойти за грибами и оказаться в эпицентре танковых учений... Впечатлений будет масса!

Помню, как наш взвод отправился купаться на озеро наподалеку от расположения Таманской дивизии... Потом на противоположный берег озера из леса начали выезжать танки... Ух и весело было!

Подъезжаем к Нижнему.

Пошел сильный дождь.


Гороховец

Зонта у меня не было...

Нижний Новгород

!!! ПОЛНАЯ ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ ВЕРСИЯ РАССКАЗА ДОСТУПНА ЗДЕСЬ !!!



Хотите повторить?

Вот мой маршрут:

1-й день:

00:30: Отъезд из Москвы на поезде Москва - Набережные Челны (Казанский жд вокзал).
06:54: Прибытие в Арзамас. Осмотр города и пешая прогулка до Выездного.
15:30: Отъезд в Нижний Новгород.
18:00: Прибытие в Нижний Новгород. Прогулка по городу. Размещение в гостинице.

2-й день:

10:10: Отъезд в Гороховец на электропоезде.
12:40: Прибытие на ст. Гороховец (из-за ремонта путей электропоезд задержался почти на час. В Гороховец он должен был приехать в 11:54).
13:40: Отъезд в г. Гороховец.
14:00: Прибытие в г. Гороховец.
16:00: Отъезд в Нижний Новгород на рейсовом автобусе 557.
17:45: Прибытие в Нижний Новгород на АС "Канавинская". Прогулка по городу.
22:40: Отъезд в Москву.

3-й день:

06:15: Прибытие в Москву.


Статистика:

жд билет Москва - Арзамас
40 постель
50 такси жд вокзал Арзамас-2 - центр города (Соборная площадь)
35 карта города
40+30 наборы открыток
46 обед
60 такси Соборная площадь - Паровоз-памятник трудовой доблести железнодорожников (ул. Лесная)
103 билет на автобус Арзамас-2 - Нижний Новгород (автостанция на ул. Лядова)
100 такси пл.Горького - Московский вокзал
40+40 камера хранения
сувениры
McDonald's
7 автобус Московский вокзал - речной вокзал
900 одноместный номер в гостинице "Нижегородская"
100 такси гостиница "Нижегородская" - Московский вокзал
43 билет Горький - Гороховец
10 маршрутное такси ст.Гороховец - г.Гороховец
100 автобус Гороховец - Нижний Новгород (Канавинская автостанция)
7 автобус Московский вокзал - пл.Минина
220 Jam Prestige
10 маршрутное такси пл.Горького - Московский вокзал
McDonald's
388 билет (плацкарт) на фирменный поезд Горький - Москва (Курский вокзал). Поезд №21 отправление 22:40, прибытие 6:15.
60 постель


Примечания

1 К концу путешествия, из-за жары и из-за того, что я практически не снимал куртку, моя темно-синяя футболка буквально побелела.

2 Посвящается всем, кто еще не был в Нижегородской области, особенно тем, кто, несмотря на мои неоднократные приглашения, так и не удосужился посетить эти дивные места.

3 Если не сели батарейки.

4

Информация и краткая историческая справка о городе Арзамасе

Арзамас
(в 108 км от Н.Новгорода, 126 тысяч жителей)

Возник как крепость в 1578 году на большой границе с Казанским ханством и вплоть до XVIII века выполнял роль оборонительного заслона Московского государства.

Название города мордовское и переводится как "самое красивое место "эрзи" на земле". Город действительно красив, особенно в исторической своей части. Город развивался как торговый и промышленный центр. Через Арзамас шли дороги из Москвы и Петербурга в Сибирь и Поволжье. За счет успешной торговли и развития производства (золотошвейного, иконописного, свечного, кружевного, кузнечного) строились каменные дома, церкви, монастыри. В свой "Золотой век" (18 столетие) Арзамас по численности и многолюдности равнялся Н.Новгороду. Тогда родилась крылатая фраза "Арзамас городок - Москвы уголок.".

Имя города было в начале XIX века присвоено вольнолюбивому литературному обществу "Арзамас" куда входил юный А.С.Пушкин. С этим городом связаны имена известных в стране людей. Здесь (Выездная Слобода) жили предки Андрея Сахарова, здесь жил М.П.Коринфский, выдающийся русский архитектор, писатели М. Горький, А.Гайдар, художники А.В.Ступин, В.Г.Перов. Здесь бывали Л.Н.Толстой, И.И. Мельников - Печерский, А.С.Пушкин. В.Г.Короленко. В городе три музея - исторический, и литературно - мемориальные имени М. Горького и А. Гайдара.

Старинные улицы сохраняют уникальную уездную застройку прошлого века - жилые дома, сооруженные по образцовым проектам, удивительный потрясающий своей мощью Воскресенский Собор.

Источник


Арзамас - один из интереснейших городов Нижегородской области. По промышленному развитию и численности населения (109 тыс. чел.) он заметно выделяется среди других городов области. Арзамас находится в центре правобережной части области, в 110 км от Нижнего Новгорода и 410 км от Москвы, на пересечении железнодорожных магистралей и автомобильных дорог федерального значения. Все это делает транспортно-географическое положение города удобным, а по отношению к окружающим районам - это своего рода "столица" Нижегородского правобережья.

Арзамас - старинный русский город. Основан как город-крепость, по приказу царя Ивана Грозного в 1552 году, когда тот шел своим третьим походом на Казань. Арзамасу "велено быти на государевой службе". Официально датой рождения города считается 1578 год.

Крепость была основана на месте древнейшего мордовского поселения народности эрзя. Название города, как рассказывает одна из легенд, образовано из имен двух братьев Арзая и Масая, которые встретили Ивана Грозного дарами и в присутствии царя первыми приняли православную веру. Арзамасская крепость сыграла важную роль в обороне юго-восточных границ русского государства. Эта ее историческая заслуга была отражена в гербе города, изображенном в форме щита (на золотом поле два стропила: верхнее - красное, нижнее - зеленое) и утвержденным 16 августа 1781 года Екатериной Второй.

С 1719 года Арзамас- главный город провинции, входившей в Нижегородскую губернию. Число его жителей к 1737 году достигло почти 7000 человек, лишь немного уступая Нижнему Новгороду. С1779 года -уездный город.

С XVII века Арзамас приобретает значение важного транзитного пункта на пути из Москвы в юго-восточные районы страны. В это время формируется торгово-ремесленная часть города с развитым кожевенным, скорняжным, салотопенным, войлочным производством. Город славился торговлей, особенно луком и знаменитыми арзамасскими гусями. За что и прозвали арзамасцев по всей России "луковниками" и "гусятниками". Известен был Арзамас выделкой кож и кожевенных изделий. Знаменитая арзамасская юфть (булгара) вывозилась в Англию, Францию, Германию.

В XVIII веке через Арзамас проходило до десятка важнейших торговых трактов - Московский, Нижегородский, Симбирский, Саратовский, Тамбовский, "большая дорога на Макарьев" и др. В это время происходит бурное развитие города - растет число его жителей, увеличивается торговля, развивается промышленность. Небывалый расцвет города этого периода вошел в историю Арзамаса как "золотой век", который длился почти столетие, начиная с середины XVIII века.

Арзамасские купцы, славившиеся разнообразием и размахом торговых операций, быстро богатели. Результаты этого не замедлили сказаться на облике города.

В 1781 году одновременно с другими уездными городами Арзамас получил проект планировки. Однако недостаточное знакомство проектировщиков с особенностями местного рельефа привело к значительной корректировке этого первого проекта. Окончательный план нижней части города был выработан после пожара 1823 года. Таким образом, в конце XVIII -первой половине XIX в. сложилась существующая и поныне планировочная структура Арзамаса.

Особого размаха достигло строительство храмов. К началу XIX столетия было возведено свыше 20 церковных зданий. "В отношении церковной архитектуры Арзамас является городом, где в XVIII - XIX веках воздвигались сооружения чисто столичного масштаба, перед которыми даже московские церкви этого же периода кажутся провинциальными", -так характеризует церковное зодчество Арзамаса известный реставратор Н. Померанцев (1926 г.)

Венцом храмостроительства стало сооружение в Арзамасе Воскресенского собора в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Воскресенский собор, построенный по проекту М.П. Коринфского, стал главным украшением города. Величественный пятиглавый собор и поныне стоит на высоком холме, занимая доминирующее положение в облике и силуэте Арзамаса.

В связи с усиленным церковным строительством в городе развивались художественные промыслы, такие, как иконописный. Иконописное ремесло со временем переросло в искусство и связано с Арзамасской школой живописи А.В.Ступина.

Арзамасская школа живописи (1802-1862) - замечательное явление в истории русской культуры первой половины XIX столетия. Это была первая художественная школа в России. Здесь могли учиться и крепостные, причем получать не только художественное, но и общее образование. За 60 лет своего существования арзамасская школа выявила и воспитала немало народных талантов. Среди них Н. Алексеев, В. Раев, И. Горбунов, Н. Рачков, К. Макаров, Р. Ступин и др. Начальное обучение живописи в школе Ступина получил выдающийся русский художник В.Г. Перов. Работы этих мастеров украшают залы музеев Петербурга, Москвы, Н. Новгорода, Казани, Саранска, Арзамаса и др.

Арзамас сам по себе город-музей. Более 130 памятников истории, культуры и архитектуры взяты на государственную охрану. 25 из них - памятники общероссийского значения. Это дало основание для включения г. Арзамаса в список исторических городов, требующих особо бережного отношения к сохранению исторического наследия.

Ежегодно в городе бывают на экскурсиях более 100 тысяч туристов. Через Арзамас проходят оживленные маршруты в пушкинское Болдино и Дивеевский монастырь, где покоятся мощи Серафима Саровского.

Знакомство с нашим старинным русским городом и его жителями оставляет неизгладимое впечатление у всех, кто приезжает в Арзамас. А дополнит его предлагаемый комплект открыток, представляющий образ города в самом начале XXI века. Все фотографии выполнены замечательным мастером Дмитрием Васильевичем Начаркиным.

Комплект открыток "Арзамас, начало XXI века"

1. Воскресенский собор (1814-1842г.г.) - памятник архитектуры 1-й пол. XIX века. Построен в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Архитектор М.П. Коринфский (1788-1851 гг.), уроженец г.Арзамаса, выпускник императорской Академии Художеств, представитель архитектуры высокого классицизма.
2. Вид города Арзамаса и разлившейся реки Теша со стороны Выездновских лугов.
3. Здание бывшего реального училища (1910г.), где в 1914-1918 гг. учился писатель А.П.Гайдар-памятник истории г.Арзамаса. В настоящее время в здании располагаются администрация г. Арзамаса и городская Дума.
4. Вид на площадь 1 Мая и здание Арзамасского филиала НГТУ.
5. Вид на мемориальный комплекс Вечного огня, стадион "Знамя", улицу Калинина.
6. Церковь в честь Пр.Богородицы Живоносного источника (1794г. - памятник архитектуры XVIII века) и Крестильная (1999г.).
7. Здание магистрата - памятник архитектуры XVIII века, расположено на пл. Соборной. Арзамасский магистрат - единственное здание подобного типа, сохранившееся в России. Для истории русской культуры и архитектуры ХVIIIв. имеет исключительную ценность.
8. Вид на площадь Пушкина и улицу Кирова.
9. Здание железнодорожного вокзала станции Арзамас-1. Построено в начале XX века. Первый поезд через ст. Арзамас-1 прошел 5 сентября 1901 года. Восстановлено после взрыва, прогремевшего на станции 4 июня 1988г.
10. Вид на Спасопреображенский собор (1643г.) и Святое Озеро.
11. Памятник академику живописи А.В.Ступину - основателю первой художественной школы в России. Открыт 23 августа 1959 г. (скульптор В.Г. Бобровский, архитектор СП. Тюков).
12. Памятник писателю А.П.Гайдару. Открыт 19 июня 1960г., (скульптор Ю.П.Стручков, архитектор В.Зальцман).
13. Памятник А.С. Пушкину. Открыт в 1999г. к 200-летию со дня рождения поэта (скульптор, народный художник России, академик В.М.Клыков, архитектор А.Н.Столя рен ко).
14. Музей А.М.Горького. В этом доме во время арзамасской ссылки (с мая по сентябрь 1902 года) жил писатель.
15. Арзамасский филиал "Саровбизнесбанка" на ул.Кирова.
16. Магазин "Хозяин" на ул. Калинина - пример современного строительства.

Источник: Комплект открыток "Арзамас, начало XXI века"


Арзамас возник в XVI веке среди мордовских земель как военная крепость Московского государства. Его возникновение местное предание связывает с именем Ивана Грозного. Московский государь во время своего победоносного похода на Казань в 1552 году, проходя с войсками по этим землям, якобы приказал заложить деревянную военную крепость. По преданию, название города произошло от имен двух мордовских братьев, проживавших здесь в маленьком мордовском поселении и будто бы первыми откликнувшихся на пожелание царя. Одного звали - Арзай, второго - Масай. Однако, исследователи склонны в слове "Арзамас" видеть соединение мордовских слов "эрзя" - название мордовского племени, проживавшего в те времена на этих землях, и "мазы" -красное, красивое. Таким образом, можно "Арзамас" перевести как "Красивое место Эрзя". Спустя несколько столетий, замечательный нижегородский писатель Мельников - Печерский отмечал, что "В России немного и губернских городов, которые при таком счастливом местоположении были так красивы, как Арзамас..."

У построенной из дуба крепости было двенадцать сторожевых башен, четыре из которых имели выход и закрывались воротами. Пострадавшие после нескольких пожаров крепостные стены окончательно исчезли с лица города в 1726 году.

Почти одновременно с закладкой крепости, по указу Ивана Грозного, в 1556 году начинается строительство Спасского мужского монастыря. В этом проявилась не только дань традиции построения русских городов, но и та особая роль, которая отводилась изначально Арзамасу, как центру постепенного приобщения местной языческой мордвы к христианской вере. Свою миссионерскую задачу Арзамас успешно решил, быстро обрастая мужскими и женскими монастырями и многочисленными приходскими церквями. Такому направлению деятельности, а также быстрому развитию торговли и ремесел в городе способствовало одно важное обстоятельство. В 80-х годах XVI века, по распоряжению Ивана Грозного, в Арзамас высылаются сотни новгородцев и псковичей со своими семьями на постоянное местожительство. Известные своим благочестием и крепким хранением традиций, они во многом способствовали развитию того уклада и образа жизни, которые отличали жителей Арзамаса на протяжении столетий. В то же время новгородцы славились предприимчивостью и искусным развитием таких ремесел, как строительное, кожевенное, салотопенное, - словом, к началу XVII века Арзамас стал большим торговым уездом и по населенности почти догнал Н. Новгород. Так, в 1737 году в Арзамасе было 6767 жителей, а в Н. Новгороде 7678 человек. Потеряв свое военное назначение, город быстро стал развиваться благодаря своему удачному месторасположению, оказавшись в центре многих гужевых дорог. К середине XVIII века к Арзамасу сходилось 10 трактов, в том числе 4 - государственного значения. А с открытием у Макарьевского монастыря на Волге в 1841году "Всероссийских торжищ" он оказался на пути нескончаемых потоков торговых обозов, тянувшихся на эту ярмарку с низовья Волги и Дона, Персии и Турции. Многочисленные стада коней и крупного рогатого скота перегонялись с калмыцких степей в центр России. Все это, помноженное на смекалку и предприимчивость местных жителей, и способствовало тому расцвету города, которое воспевалось в истории Арзамаса, как его "Золотой век".

Бурное развитие торговли и ремесел привело к появлению богатого купечества всех гильдий, имевших торговые дома и лавки не только в родном городе, но и на ярмарках страны и во многих других городах. Изготовление знаменитой арзамасской юфти (особой выделки кожи) занималось более 40 заводов, и торговали ею арзамасцы и в Средней Азии, и в Европе, и особенно на Дону. Прославило Арзамас и скорняжное ремесло. Меха пользовались громадным спросом. Большое развитие получило салотопенное и кузнечное ремесло. А огромный наплыв приезжих людей, спешивших на Макарьевскую, а затем и Нижегородскую ярмарки, способствовал появлению многочисленных постоялых дворов и различных мастерских.

Не менее, чем торговля и ремесла, прославили в это время Арзамас и гуси выведенной здесь породы. Они отличались не только отменным мясом, но и своими бойцовскими качествами. Недаром одним из популярнейших зрелищ для арзамасцев и гостей города были устраиваемые в самом центре города, на Соборной площади, гусиные бои. А Арзамас в XVIII - XIX веках в сознании многих россиян воспринимался как "Гусиная столица России".

Арзамасские купцы, славившиеся разнообразием и размахом торговых операций, быстро богатели. Результаты этого не замедлили сказаться на облике города. Славное купечество заботилось о процветании Арзамаса. Наступил "золотой век" - период каменного зодчества. Бурное развитие города позволило строить много и красиво.

Особого размаха достигло строительство храмов, к началу XIX столетия было возведено свыше 20 церквей. В пору "золотого века" Арзамаса посадское купечество строило храмы на свои средства и соревновалось в украшении их, вносило богатые вклады в церковную утварь.

"В отношении церковной архитектуры Арзамас является городом, где в ХУШ-ХЕХ веках воздвигались сооружения чисто столичного масштаба, перед которыми даже московские церкви этого периода кажутся провинциальными", - так пишет о церковном зодчестве известный реставратор Н.Померанцев.

Венцом храмостроительства "золотого века" стало сооружение в Арзамасе Воскресенского собора в честь победы русского народа в Отечественной войне 1912 года. Построенный по проекту М.П. Коринфского, Воскресенский собор стал главным украшением города. Величественный пятиглавый собор стоит и поныне на высоком холме, занимая доминирующее положение в облике и силуэте Арзамаса.

Многие потрясения, охватившие Россию в XX веке, не могли не сказаться и на облике Арзамаса. В 30-х и 50-х годах были разрушены, полностью или частично, большинство храмовых сооружений.

Но старинный центр города сохранил черты далекого прошлого. Это касается культовых сооружений и целого ряда зданий гражданского назначения. Объявленная заповедной, историческая часть города позволяет и сейчас, несмотря на все изменения, коснувшиеся ее в XX веке, зримо восстановить в памяти то, что безвозвратно исчезло с лица города. Этому же поможет предлагаемый комплект открыток, воссоздающий прошлое Арзамаса. Воскресил этот облик в своих рисунках, искренне любящий свой родной город, архитектор Александр Алексеевич Бажанов.

Источник: Комплект открыток "Золотой век Арзамаса"


АРЗАМАС - третий по величине город Нижегородской области, центр района в 110 км к югу от Н.Новгорода, крупный узел железных и автодорог. Его население составляет более 111 тысяч жителей. Город эффектно расположен на холмах по высокому берегу Теши - притока Оки, у самой границы лесов и степи.

Арзамас основан на месте древнего мордовского городища (по всей вероятности, его название связано с эрзянским мужским именем Орземас). Впервые город упоминается в документах под 1576 годом. Он быстро стал опорным оборонительным пунктом, позднее торговым и транспортным центром. Возник как город-крепость на восточной окраине Московского государства, основан, по преданию И. Грозным, был центром православия среди окружающих мордовских племен, город развивался как важный российский торговый центр.

В 1670 г. из Арзамаса осуществлялось руководство подавлением разинского восстания, там на Ивановских буграх казнили свыше 11 тысяч его участников.

В России Арзамас был знаменит прекрасным местным сортом лука и породой гусей, в городе развивался валяльный, гончарный, кожевенный промыслы. В XIX веке Арзамас выдвигается как культурный центр: академик живописи А. В. Ступин создает здесь первую в России провинциальную школу живописи, из которой вышел известный мастер В. Г. Перов. К ХVIII-ХIХ векам относятся памятники гражданской и культовой архитектуры города, среди которых самый примечательный Воскресенский собор, построенный в память о победе 1812 года по проекту архитектора М. П.Коринфского. В центре Арзамаса хорошо сохранилась старинная застройка. В городе бывали А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, П. И. Мельников-Печерский, В. Г. Короленко, В. И. Немирович-Данченко, Л. Н. Андреев, отбывал в 1902 году ссылку М. Горький, здесь прошло детство А. П. Гайдара. Арзамас включен в число исторических городов России, в нем насчитывается около 30 памятников истории и архитектуры.

В 1954-1957 годах город был центром Арзамасской области, что придало дополнительный импульс его развитию.

Промышленность города представлена заводами, выпускающими разнообразные приборы, радиоаппаратуру, спецавтомобили, машины для коммунального хозяйства, предприятиями легкой и пищевой промышленности. Город является значительным культурным и научным центром юга области. Здесь работают пединститут и филиал технического университета, три театра, три музея.

Источник: "Арзамас. План города" © Верхневолжское АГП Роскартографии, 2002

5 Этим рассказом я хочу исправить ситуацию.

6 Здание магистрата - памятник архитектуры XVIII века. Расположено на Соборной площади. Арзамасский магистрат - единственное здание подобного типа, сохранившееся в России. Для истории русской культуры и архитектуры XVIII века имеет исключительную ценность.

7 ВКСИ - всемирная компьютерная сеть интернет.

8 По крайней мере, до следующих выходных.

9 В ближайшем продуктовом магазине, тем не менее, я приобрел образец продукции местного производства под названием "Старый Арзамас".

 

 

      Нашли ошибку на странице? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Rambler's Top100