Гусь-Хрустальный. Путеводитель

Путеводитель по Гусь-Хрустальному Золотое кольцо России с точки зрения составителей путеводителя


Гусь-Хрустальный


Здание администрации города Здание железнодорожного вокзала Георгиевский собор В Георгиевском соборе


Летоисчисление Гусь-Хрустального начинается с середины XVIII века. В 1756 году орловский купец Аким Мальцов, облюбовав мещерские леса, основал "во Владимирском уезде Владимирской губернии" хрустальную фабрику. С ее постройки началось бурное развитие российского стеклоделия, которое стало уникальным явлением в художественной культуре владимирской земли.

Полтора столетия гусевская фабрика принадлежала дворянскому роду Мальцевых, которые заложили не только основу и традиции самобытной художественной школы русского стекла, но и стояли у истоков создания уникальной коллекции в собрании Музея Хрусталя им. Мальцевых. Основоположником "стекольной империи" Мальцевых по праву считается Василий Мальцов, ставший в 1724 году совладельцем одного из крупнейших стекольных предприятий своего времени - Покровского завода в Можайском уезде Московской губернии. При Мальцеве, помимо бутылок и оконного стекла, завод стал изготовлять "хрустальную" посуду со шлифовкой и гравировкой.

В 1746 году Василий Мальцов передает дело сыновьям - Акиму и Александру. А в 1747 году выходит Указ Сената, ограничивающий строительство фабрик около Москвы. За 200 верст относится граница промышленного использования лесов. Аким Мальцов выбирает для своей фабрики живописный Мещерский край - край могучих лесов, заболачивающихся озер и извилистых рек. Вскоре вокруг Гусевского завода появляется сеть стекольных производств. К середине XIX века Мальцовы являлись монополистами русской стекольной промышленности. Гусевской хрустальный завод по количеству выпускаемой продукции занимал первое место в России. На Всероссийских мануфактурных выставках продукция завода была отмечена высокими наградами: в 1831 году - Малой золотой медалью, в 1829, 1833, 1835 годах - Большой золотой медалью; в 1849 году - "высочайшим благоволением" и правом ставить на изделиях Государственный герб, которое неизменно подтверждалось на всех последующих выставках. В конце XIX века завод получает всемирное признание: в 1893 году на выставке в Чикаго продукция завода получает Бронзовую медаль и Почетный диплом, а в 1900 году в Париже - высшую награду Гран-При.

В 1990 году Гусь-Хрустальный, как традиционный центр отечественного стеклоделия, стал местом проведения международного симпозиума художников по стеклу. В 1999 и 2000 году Гусевской завод становится лауреатом конкурса "100 лучших товаров России".

Сегодня на заводе выпускается более 3000 наименований продукции. Это изделия из простого, цветного, накладного стекол и хрусталя, сувениры, декоративная пластика, уникальные авторские произведения. Изделия отличает особый неповторимый стиль, создаваемый мастерами Гусь-Хрустального на протяжении 245 лет, по которому безошибочно можно отличить их от продукции других мировых и российских производителей художественного стекла.


Георгиевский собор


Самой яркой достопримечательностью города является величественный памятник архитектуры конца XIX - начала XX веков - Георгиевский собор.

Грандиозное по замыслу и совершенное по исполнению здание построено в 1892-1903 годах по проекту профессора Академии художеств Леонтия Николаевича Бенуа.

Современниками храм отмечен как одно из интереснейших произведений известного русского архитектора. Сам Бенуа писал: "В этот храм я вложил все, что мог, и может быть, он останется лучшим из моих творений". Георгиевский собор

В оформлении фасада автор использовал самобытные декоративные элементы древнерусского зодчества. Обращают на себя внимание наличники окон, порталы, крыльца в узорочье, изразцы. Сочетание естественного цвета кирпича с белокаменной отделкой делает здание изысканным и нарядным.

Внутренний облик храма - единое открытое пространство в форме базилики с колоннадой из черного лабрадорита, мозаикой и огромным живописным полотном на западной стене. Это "Страшный суд" кисти В.М. Васнецова, вызывающий особый интерес специалистов и любителей искусства.

В журнале "Художественные сокровища России" за 1905 год П.Гнедич писал: "Впечатление ошеломляющее... Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное - наши старые, московского письма, иконы... Я думаю, в той фабричной церкви г. Нечаева-Маль-цова, для которой писал эту икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников... Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда".

По эскизу В. Васнецова известным петербургским мастером-мозаичистом В.А. Фроловым выполнена великолепная мозаика "О тебе радуется Благодатная", украшающая алтарную часть собора.

Хозяина Гусевской хрустальной фабрики Ю.С. Нечаева-Мальцова часто спрашивали, почему он не пожалел колоссальных средств для украшения фабричной и сельской церквей в глуши Владимирской губернии. "А отчего стоит город Орвието в Италии? Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители русского искусства станут ездить и на наш Гусь...", - отвечал Нечаев-Мальцов.

Не все сохранилось в храме, в 1920 году перестроенном во дворец труда. Владимирскими реставраторами восстановлены белокаменные порталы, узорные декоративные решетки, резные створы огромных деревянных дверей. Многоцветьем светоносных и золотоносных смальт, как-заново рожденная, засверкала мозаика. Картина Васнецова "Страшный суд" после сложнейших четырехлетних работ, произведенных группой петербургских реставраторов под руководством А.Я. Казакова, известного по реставрации росписей Исаакиев-ского собора, дворцов Петергофа и Пушкина, через 60 лет вернулась на свое место.


Музей хрусталя им. Мальцевых


Музей хрусталя Музей хрусталя Музей хрусталя Музей хрусталя


В мае 1983 года Музей, один из лучших музеев отечественного художественного стекла, расположенный в Георгиевском соборе, принял своих первых посетителей. Тщательно восстановленный интерьер величественного памятника и прекрасная коллекция хрусталя воспринимаются как единое целое - яркое, праздничное и торжественное.

Хрусталь необыкновенно певуч. Если умело дотронуться до края изделия, оно тихонько зазвенит мелодичным "малиновым" звоном. Красными, фиолетовыми, зелеными огоньками играют чудесные вещи.

Удивительны изделия XVIII века. Тяжелые графины, фужеры с глубокими алмазными гранями, штофы, деликатно расписанные золотым орнаментом. Стекло XIX века на редкость разнообразное. Свинцовый хрусталь, богатая алмазная грань, доведенная до совершенства. Талантливые мастера-резчики умели поймать солнечный луч и заставить его сверкать в хрустале. Тончайшее, словно воздушное, стекло с узором, напоминающим серебряные кружева.

В середине XIX века появляется стекло, имитирующее золото и серебро. Это изделия в восточном стиле "азиатского" рынка, кумганы, кальяны. Выпуск подобных изделий был не случаен. В 1828 году владелец Гусевской хрустальной фабрики Иван Сергеевич Мальцов был назначен первым секретарем при русской миссии в Персии, которую возглавлял известный писатель А.С. Грибоедов. Мальцов оказался единственным человеком, которому удалось остаться в живых во время трагической гибели русского посольства во главе с С.А. Грибоедовым. В знак искупления вины перед русским правительством и лично Мальцевым персидский шах разрешает беспошлинную торговлю хрусталем в Персии. Персидские изделия фабрики Мальцова имели также спрос в Закавказье, крупнейших городах Средней Азии.

Уникальны многослойные вазы, вазы, флаконы, выполненные по образцам изделий известного французского художника Э. Галле, с приглушенными сине-фиолетовыми и золотисто-коричневыми "рисованными" пейзажами, датируемые началом XX века.

Слава гусевского хрусталя перешагнула границы России. Золотыми медалями выставок в Париже, Вене, Чикаго отмечены изумительное искусство и талант старых гусевских мастеров.

Изделия 1920-х годов с декором в виде несложной гравировки и росписи цветными красками просты и лаконичны по своей форме.

Новые сюжеты рисунков носят тематический характер, отражая те или иные события, происходившие в стране - "Пятилетка в 4 года", "20 лет Октября", "Спартакиада народов СССР", "850 лет Владимиру".

Традиции старых мастеров бережно хранят и развивают гусевские художники, выпускники высших художественных училищ.

Совершенную гармонию, эмоциональное восприятие величественного памятника и уникальной коллекции создает классическая камерная музыка, звучащая в музее.

Благодаря удивительным акустическим возможностям в Музее Хрусталя раз в два года проводится международный фестиваль хоровой и камерной музыки "Хрустальная лира".

Музей работает:
с 10:00 до 17:00
вторник, пятница - 10:00 до 16:00.
Выходной день: среда.
ул. Калинина, 2-А Телефон/факс: (09241) 2-19-30
Музей хрусталя Музей хрусталя Музей хрусталя Музей хрусталя


Карта города



Расписание транспорта
Предварительно уточняйте расписание! Телефоны жд/автовокзала - см. на
карте города


Электропоезда Гусь-Хрустальный - Владимир:
4:30
7:30
14:30 ВС
17:30

Маршрутные такси Гусь-Хрустальный - Владимир (ВНИМАНИЕ! Расписание неполное):
16:00
16:15
16:45
18:00

Автобусы Гусь-Хрустальный - Владимир (ВНИМАНИЕ! Расписание неполное):
14:00
17:30

Автобусы Гусь-Хрустальный - Москва:
5:00
8:00
16:00
23:00

Автобусы Гусь-Хрустальный - Рязань:
19:10

 

 

      Нашли ошибку на странице? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Rambler's Top100