Последний экстрим

Владимир - Гусь-Хрустальный - Владимир - Итоги - Хотите повторить? - *

Almost never killed1
(английская пословица)

Все когда-нибудь бывает в первый раз, все когда-нибудь бывает в последний раз. Так устроена жизнь. Было немного грустно от того, что эта поездка для меня будет своего рода последней, так сказать, "лебединой песней"5. Что ж, значит так тому и быть.

Такие не очень веселые мысли вертелись у меня в голове в это раннее утро. Но в любом событии можно найти как отрицательные, так и положительные стороны.

Гусь-Хрустальный - последний город Золотого Кольца России, где я еще не был.

Планировавшаяся поездка по Калужской области по стечению обстоятельств, таким образом, отменилась. 29 апреля я поехал покупать билет на Щелковский автовокзал. Поездка планировалась класса экстрим, т.е. билет брался только туда. Каким образом и когда я вернусь было неизвестно. От Москвы ходят автобусы прямо до Гусь-Хрустального. Но меня совершенно не радовало выехать в 9:50 и приехать в 15:58. Расписание автобусов Гусь-Хрустальный - Москва меня также не порадовало. Поэтому я решил рискнуть и попытаться приехать раньше. Вариант с ночным приездом во Владимир с последующим отъездом в Гусь-Хрустальный на первом автобусе или электричке мне не понравился. Я рассчитывал приехать на утреннем автобусе во Владимир, добраться на пригородном автобусе до места, провести в городе несколько часов, уехать обратно во Владимир а дальше смотреть по обстановке - если получится, уехать в тот же вечер, если нет, переночевать во Владимире и поехать утром в Москву, а если во Владимире не будет свободных мест в гостиницах, оставался классический вариант - ночной переезд в Нижний Новгород, ночевка в гостинице "Нижегородская", день в городе, ночной переезд в Москву. Но на 2 мая я был приглашен на празднование Дня Рождения, поэтому хотелось вернуться в тот же день.

По закону подлости, в этот день автобус до Владимира отправлением в 7:45 отменили. Но это меня не становило - я купил билет на автобус до Нижнего Новгорода, который проезжает через Владимир.

1 мая 2005

В шесть утра я посмотрел последний прогноз погоды - во Владимире дожди обещались только к вечеру и весь день 2 мая. Зонт, тем не менее, я все-таки взял, мало ли где я окажусь во время дождливого сезона...

8:00: Автобус отправился. До Владимира добрались без проишествий.

Владимир

Въезжаем в город. Сразу чувствуется праздничная обстановка. Ярко светит солнце, на улицах много прохожих с флажками и воздушными шариками. Умеют здесь отмечать праздники! Сразу вспомнилось наше путешествие по Владимирской области два года назад. С тех пор мало что изменилось, и это к лучшему.
11:15: И тут мои размышления и созерцатеьный процесс прервали слова водителя: "На вокзал заезжать не будем. Высаживайтесь здесь!"

Что ж, нет добра без худа. Нас высадили на площади Золотых ворот. Отличная возможность пройтись до вокзала через центр города! Возле театра играл духовой оркестр. Быстрым шагом я направился к вокзалу, по пути не забывая наслаждаться открывающимися видами.
Что запомнилось - Дмитриевский собор наконец-то отреставрировали. Первый раз в жизни я видел его без лесов.
Со смотровой площадки было отлично видно как сильно в этом году разлилась Клязьма.
"Мушиная лестница"
2 не изменилась. Ее я преодолел обычным (и наиболее безопасным) образом, т.е. практически бегом.
Автовокзал. О чудо! На ближайший автобус до Гусь-Хрустального осталось одно место! Как мне повезло! Следующий автобус был бы еще не скоро.
Оставшееся до отъезда время я потратил на прогулку по железнодорожному вокзалу, фотографируя недавновыкрашенный старинный паровоз.

11:50: Автобус отправился. В салоне было жарко и душно. Все-таки четвертый час в автобусе - это не шутка.
Я искренне радовался что никого больше не взял в эту поездку. Выдержать все это, конечно, было можно, но охота к путешествиям при этом точно отбилась бы.

В этом году Клязьма очень сильно разлилась. Родившаяся идея посетить за один день Гусь-Хрустальный и Боголюбово (Храм Покрова на Нерли) была обречена на провал, т.к. судя по всему, чтобы добраться от станции Боголюбово до церкви нужна была бы лодка, которой у меня с собой сегодня не было.

Позвонил Леша. Как обычно, спросил где я.
"Еду в Гусь-Хрустальный." - ответил я.
"Дааа..." - сказал Леша.3

Гусь-Хрустальный

13:00: Подъезжаем к городу. Вокруг - сосновые леса. Все очень похоже на Калугу. В лесах расположены санатории и дома отдыха.
В город мы въехали по Интернациональной улице, которая простирается аж до центра города. Таким образом, обзорную экскурсию по городу я уже совершил и первое впечатление составил. Когда автобус приехал на конечную остановку - на жд/автовокзал и остановился, я уже знал куда мне идти и что смотреть.

13:25: Первым делом я попытался купить обратный билет. На кассе объявление: перерыв с 13:30 до 13:45. Конечно, закон подлости никто не отменял и касса была закрыта.

Я погулял около пустынного жд вокзала, посмотрел расписание поездов. Поезда здесь ходят редко.

За время моего отсутствия возле кассы автостанции образовалась внушительная очередь.

13:50: Взял билет на маршрутное такси отправлением 16:45.

Первый пункт моего маршрута - Георгиевский собор.

Сейчас в его помещениях расположены знаменитый музей хрусталя и выставка-продажа изделий завода хрусталя.

В кассе музея, помимо билетов, можно приобрести открытки и путеводители. Я наконец-то стал обладателем путеводителя с более-менее приличной схемой города.

Захожу в музей. Грандиозно! Высокие своды, колонны из черного лабрадорита, мозаика, огромное живописное полотно за западной стене ("Страшный суд" кисти В.М. Васнецова) - все это надо видеть!

Признаюсь, я не очень большой любитель музеев, но этот произвел на меня сильное впечатление. Фантазии и мастерству умельцев можно только позавидовать. Словами, и даже фотографиями, этого не передать. То время, которое я провел в музее, безусловно стоит более чем десятичасовой дороги.

Сегодня в музее немноголюдно. Это еще мягко сказано! Я был в музее единственный посетитель. В то время как я рассматривал экспонаты и фотографировал особо понравившиеся шедевры, за мной по пятам следовали все трое смотрителей музея, негромко разговаривая между собой и делая вид, что они просто прогуливаются. Вскоре к ним присоединилась и кассир.
В конце осмотра я уже знал все местные сплетни и даже проникся участием к тяжелой доле смотрителей музеев.

Возле выхода из музея я заметил стенд с фотографиями о посещении музея президентом России (6 января 2002) и его впечатлениями: "Уникальный музей, уникальные люди - Спасибо!" Я согласен с президентом.

С противоположной стороны от входа, в подвале, находится выставка-продажа изделий из хрусталя, куда и зашел после музея.

Ассортимент здесь, конечно, победнее, чем в музее, но вполне позволяет выбрать интересные сувениры.

Последним пунктом моего маршрута в городе была центральная площадь и расположенная неподалеку от нее церковь (Свято-Троицкий храм).

На центральной площади, точнее, на улице Калинина, через дорогу висит транспарант. С одной стороны на нем написано "С ДНЕМ СВЯТОЙ ПАСХИ!", с другой "С ПРАЗДНИКОМ ВЕСНЫ И ТРУДА!".

Осмотр города закончен. Больше здесь делать нечего. Я решил немного отдохнуть на лавочке возле большого водоема7.

После этого еще раз зашел в магазин сувениров. Кстати, завод хрусталя расположен напротив музея хрусталя и при нем есть свой собственный магазин, где, по словам знающих людей, цены на хрусталь ниже.
Но сегодня было воскресенье, кроме того, еще и два праздника. Магазин был закрыт.

16:10: подхожу к автовокзалу. Вижу, стоит маршрутка, почти пустая. Подхожу поближе, уточняю. Маршрутка отправляется во Владимир в 16:15. Бегу в кассу, спрашиваю, можно ли обменять билет. Оказалось, можно.

Владимир

До Владимира добрались без приключений.

17:15: Я снова во Владимире. Устал. И очень хочется есть.

Погода начала меняться. Со стороны Соборной площади надвигались тяжелые тучи. Поднялся ветер.

Сначала я хотел пойти в известное кафе-пирожковую на Московской улице, но перспектива подниматься по мушиной лестнице с сумками (сувениры я все-таки купил) и потом попасть под дождь меня мало радовала. Пойду-ка гляну расписание электричек, может скоро пойдет что-нибудь до Москвы.

Нет. Поездов в ближайшее время не предвиделось8. Тут мое внимание привлек передвижной пункт продажи пирожков. "Съем-ка парочку", подумал я. Однако продавец положила мне в пакет три пирожка. Я указал ей на ошибку. "Ничего, съешь", - был ответ.

Я вышел на площадь. Невдалеке постепенно заполнялся пассажирами автобус, следующий до Москвы. Это зрелище вызвало у меня теплое чувство. Еще свежи в памяти воспоминания о моем первом знакомстве с Владимиром и чудесном спасении4. Скоро он уехал.

Но подошел следующий. Я решил больше не испытывать судьбу, погоду и силу духа и уже в седьмом часу ехал в Москву. По пути нас то идело догоняли тучи, шел дождь.

Я возвращался из моего последнего путешествия. Было немного грустно, как это обычно бывает, когда исчезает мечта. Но мне ли не знать, что это не навсегда. Скоро появится новая.

Гусь-Хрустальный чем-то похож на Углич. Аккуратный город. На улицах немноголюдно. На осмотр достопримечательностей достаточно трех часов. Рекомендую не тратить целый день на дорогу в этот город. Более рациональным является посещение города из Владимира.

А посетить Гусь-Хрустальный, безусловно, стОит.

Хотите повторить?

Вот мой маршрут:

08:00: Отъезд из Москвы на рейсовом автобусе Москва - Нижний Новгород (Щелковский автовокзал).
11:15: Прибытие во Владимир.
11:50: Отъезд в Гусь-Хрустальный.
13:20: Прибытие в Гусь-Хрустальный.
16:15: Отъезд во Владимир.
17:15: Прибытие во Владимир.
18:05: Отъезд в Москву.
21:00: Прибытие в Москву.

Статистика:

6 + 6 + 6 прочие расходы
120 билет Владимир - Москва

Примечания

1 Никогда не поздно сказать "почти".

2 "Мушиная лестница" во Владимире позволяет быстро добраться с Соборной площади до жд/автовокзала и обратно. Начинается она недалеко от Дмитриевского собора и спускается вдоль края обрыва и одной из стен Рождественского монастыря. Предстваляет собой металлическую лестницу с перилами и ступенями из досок. Свое название получила в мае 2003 из-за большого скопления летающих насекомых, которые летали роями около этой лестницы и всячески мешали путешественниками передвигаться по ней. Поскольку нам в то время часто требовалось быть то в гостинице "Заря", то в районе вокзалов, этой лестницы для сокращения пути было не избежать. В конце концов мы выработали единственную верную стратегию - для того чтобы не пасть жертвами происков коварных мух, лестницу надо было преодолевать бегом. Есть правда, более безопасный вариант - от гостиницы "Заря" до центра ходят автобусы и троллейбусы, но лично я никогда не упускал возможности пройтися пешком по старинному городу (от гостиницы "Заря" до вокзальной площади около 20 минут быстрым шагом).

ВНИМАНИЕ!!! Время делает свое. Некоторые ступени лестницы сейчас довольно сильно шатаются. Будьте осторожны!

3 Так получается, что Леша, как правило, звонит мне в то время, когда я куда-нибудь еду, как правило где-нибудь далеко от дома. Из-за этого у него создается не совсем верное впечатление о том, что дома меня никогда не бывает и я всегда где-нибудь в пути.

4 Это было воскресенье, 9 февраля 2003. Шли вторые сутки "Ивановского экстрима". Нас занесло во Владимир. В этот день было сильное похолодание. В шесть вечера было уже около двадцати градусов мороза. Мы устали и уже начинали замерзать. Коктейль "Дружба народов"6 не спасал положение. У нас кончались деньги. Но самое плохое, на автобусы до Москвы не было свободных мест. А завтра на работу... Мы тогда были близки к отчаянию, но вдруг обнаружили автобус, который поедет в Москву и в который не нужно брать билеты заранее, отстояв приличную очередь. Именно тогда мы открыли для себя так называемые "коммерческие автобусы" и в дальнейшем часто пользовались подобными услугами.

5 Даже скорее, "гусиной".

6 Коктейль "Дружба народов":
виски "Scottish Collie" 0.7л (Шотландия),
пиво "Guinness" 2 пинты (Ирландия), "Kelt" 2 бутылки (не помню страну-производитель),
настойка "Суздальская" 1.0л (Владимир),
коньяк "Пять звездочек" 0.5л (Дербент).

7 Большой водоем в центре города это Городское озеро.
По разным источникам его называют и озером, и прудом, и водохранилищем.

8 Насколько я помню, прямая электричка до Москвы существует,
отправление из Владимира 14:45.